Пожарная охрана России днем своего рождения считает 30 апреля 1649 года, когда русский царь Алексей Михайлович Тишайший (1629 – 1676 гг.) подписал «Наказ о градском благочинии». Этот документ предписывал всем состоятельным людям держать во дворе медные водоливные трубы и деревянные ведра.
Новое развитие дело борьбы с огнем получило при Петре I (1672 – 1725 гг.). С созданием в 1711 году, взамен стрелецкого войска, регулярных полков – последние стали привлекаться в помощь населению при тушении пожаров. Эта мера была закреплена законодательно указом Петра I «О неукоснительном прибытии войск на пожары». Также для извещения о пожаре был сформирован специальный отряд барабанщиков, который обходил ближайшие к пожару улицы и бил тревогу.
При российской императрице Екатерине II (1729 – 1796 гг.) в 1765 году во всех губернских городах учредили пожарные обозы, обеспечивающие доставку инвентаря к месту пожара. С 1792 года пожарные команды были переданы в ведение полиции. Принятый «Устав города Москвы» предусматривал образование при обер-полицмейстере пожарной экспедиции во главе с брандмайором.
При императоре Александре I (1877 – 1825 гг.) в 1818 году было выпущено «Практическое наставление брандмейстерам», в котором шла речь о пожарной иерархии и взаимоотношениях на службе и по тревоге. В переводе с немецкого языка Brandmeister, от Brand — «пожар» и Meister —«мастер». Брандмейстером в России первоначально назывался начальник пожарной команды, входившей в состав полицейской части. Современным аналогом брандмейстеру является начальник пожарной части. Подчинялись брандмейстеры главе всех пожарных частей города — брандмайору. Однако после Октябрьской революции в 1917 году и с передачей пожарной охраны в Народный комиссариат внутренних дел СССР (НКВД) должности брандмейстера и брандмайора были упразднены.
Начало XIX века явилось поворотным моментом в организации строительства пожарной охраны. Правительство приняло решение о создании пожарных команд не только в столицах, но и во всех городах Российской империи.
17 марта 1853 года при Николае I (1796-1855 гг.) был утвержден «Нормальный табель состава пожарной части в городах». В соответствии с этим документом штатный состав команд впервые стал определяться не по «высочайшему разрешению», а в зависимости от численности населения.
В 1857 году при императоре Александре II (1818 – 1881 гг.) наряду с профессиональными командами, подчиненными полиции, стали создаваться вольнонаемные команды, принадлежащие городскому самоуправлению, общественные команды и добровольные пожарные дружины.
Только в отличие от центральной России на Кольском Севере длительное время развивалось добровольчество. На Мурмане, как и по всей Руси, для обеспечения противопожарной безопасности жилых домов, дворов, селяне объединялись – вступали в страховые общества для накопления денежных средств, чтобы на их прибыль закупить пожарное снаряжение. На видных местах стен домов вывешивались памятки-символы противопожарных инструментов (ведер, топоров, багров, лопат), которые наглядно объясняли, что на пожар каждый житель должен являться и тушить огонь тем инвентарем, с которым прибежал по тревоге к месту пожара.
Также повсеместно строились специальные сараи, где хранился противопожарный инвентарь, ручные насосы и другое противопожарное оборудование, устанавливались вышки для наблюдения за местностью, на которых вывешивались колокола. В случае опасности дежурный бил набат тревоги.
На Мурманской земле для извещения о пожаре часто использовали корабельные колокола. Однако это осталось в далеком прошлом, когда только происходило становление пожарного дела на Мурмане. Если быть совсем точными – с закладки будущей столицы Кольского Заполярья.
Официально город Мурманск родился 21 сентября (4 октября по новому стилю) 1916 года и был назван Романов-на-Мурмане. Хотя, в поселок Семеново (место будущего Романова-на-Мурмане, а позже Мурманска) первые строители Мурманской железной дороги прибыли в мае 1915 года. В тот период времени Мурманска, как гражданского «города», еще не существовало. Были три разноведомственных поселка: железнодорожный, портовый и военно-морской, которые поначалу не имели единого управления.
Не было единоначалия и у первых пожарных Мурманска. У каждого из трех ведомств, отвечавших за строительство железной дороги, порта и военной базы, был свой подход к организации пожарного дела на вверенном им участке работы.
Так, на станциях 3 класса Мурманской железной дороги создавались пожарные дружины во главе со специальным лицом старостою.
На пристанях, каждом крупном рабочем пункте, расположения складов или жилых помещений устраивались специальные конные пожарные обозы, снабженные необходимыми пожарными инструментами.
В портовом поселке огнеборцы размещались сначала в небольшом домике-сторожке. Здесь же располагался начальник команды брандмейстер Русаневич.
В середине 1916 года на берегу Кольского залива построили новое деревянное пожарное депо на три хода, с наблюдательной вышкой шестиметровой высоты на крыше и другими подсобными помещениями для пожарной охраны. К этому времени увеличился и штат пожарных до 28 человек.
На пожары уже выезжала линейка из трех конно-бочечных ходов: одного ручного насоса, бочки с водой и одной паровой трубы (насоса), которая приводилась в рабочее состояние паровым котлом.
Преобразование портового поселка в новый город Романов-на-Мурмане привело к усилению городской власти и, как следствие, к передаче ей в октябре 1916 года пожарной охраны военной базы.
Статус начальника портовой пожарной команды Русаневича тоже изменился. Он возглавил противопожарную службу Кольского района. Дело в том, что за годы первой мировой войны изменился правовой статус Мурмана. Территория, включавшая три города (Александровск, Романов, Кола), поселок Дровяное, где находились судоремонтные мастерские, Мурманский берег от норвежской границы до Восточной Лицы (38-й меридиан) и полоса Мурманской железной дороги получили официальное наименование «Кольский укрепленный район», или сокращенно «Кольский район». Потому изменилось название должности Русаневича. Для него даже был изготовлен угловой штамп «Начальник противопожарной службы Кольского района».
Правда, долевое участие по содержанию пожарных подразделений сохранилось.
Пятого апреля 1917 года во все ведомства Кольского укрепленного района был направлен приказ № 271 о переименовании города Романов-на-Мурмане в город Мурманск. Смена названия произошла из-за того, что после революции новое руководство страны искореняло все, что было связано с императорской фамилией.
В этот сложный и переломный для страны период из города Троицк Оренбургской губернии в уже переименованный город Мурманск был направлен брандмайор Николай Николаевич Маринович для усиления пожарной охраны Кольского укрепленного района. С его приездом в марте 1917 года на мурманской земле началась реорганизация противопожарной службы.
Николай Николаевич был специалистом с большим практическим опытом работы. Хорошо знал пожарное дело и четко представлял, с чего начинать работу в Мурманске. Он добился увеличения штата городской пожарной команды до 46 человек. По его проекту к началу 1918 года в городе было построено новое двухэтажное пожарное депо на шесть ходов. В комнатах на втором этаже жили пожарные с семьями, а в казарме на первом этаже – одинокие. Также было закуплено за границей дополнительное противопожарное оборудование.
В тяжелый период иностранной военной интервенции на севере России в 1918-1919 годах лишь благодаря авторитету Мариновича удалось сохранить пожарную охрану Мурманска. Более того, благодаря его настойчивости в Мурманске установили телефонные будки для своевременного оповещения о пожаре.
Также Приказом по Управлению города Мурманска от первого сентября 1919 года была создана пожарно-техническая комиссия под председательством городского инженера Д.А. Полевицкого.
26 ноября 1919 года – дата создания первого батальона пожарной команды города Мурманска под руководством Николая Мариновича. В состав батальона вошел личный состав пожарных частей города и солдаты-военнопленные из рабочего батальона, назначенные для несения пожарной службы.
В 1921 году по приказу советского правительства Николая Мариновича и несколько его мурманских коллег перевели на службу в пожарную охрану города Кронштадт. Здесь он построил новое пожарное депо по аналогии с мурманским. Организовал надежную пожарную охрану. В 1926 году Николай Николаевич Маринович скончался в ленинградской больнице Николая Чудотворца.
Однако традиции, заложенные этим замечательным подвижником пожарного дела, продолжаются пожарными Кольского Севера и в наши дни.
Впрочем, самым значительным достижением довоенного времени явилось налаживание советского промышленного производства пожарных автомобилей и оборудования. Еще в апреле 1918 года был обнародован декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем». Он предусматривал установление контроля над производством противопожарного оборудования и снаряжения, разработку пожарных инструментов и машин.
В мае 1919 года Совет труда и обороны принял постановление «О мерах по сохранению пожарных обозов и содержанию их в боевой готовности», а в 1921 году глава государства Владимир Ильич Ленин (1870 – 1924 гг.) подписал еще 11 постановлений и распоряжений по вопросам борьбы с пожарами и улучшению организации пожарной охраны.
В том же году Совет труда и обороны в целях своевременной пожарной помощи во все области постановил установить дополнительно дежурство пожарных поездов. Такой поезд из двух вагонов был организован на станции в Кандалакше и Мурманске.
В 1922 году было выделены деньги на закупку пожарной техники за границей. Однако их приобретали как образцы для создания аналогичных отечественных машин.
В 1925-м нескольким заводам и мастерским поручили строить пожарные автомобили на базе восстановленных иностранных грузовиков, в основном «Паккард», «Уайт» и «Фиат».
Кстати, также поступили и мурманские пожарные. В 1923 году они переоборудовали автомобиль шведской компании Scania-Vabis.
Это был армейский бортовой автомобиль на шасси 2121 с двигателем1241 или 1343 выпуска 1916 года с обычным кузовом и лавочками вдоль бортов для перевозки личного состава, который приспособили под пожарную машину по аналогии с моделью Scania-Vabis 1912 года. На нее установили насос, цистерну и другое противопожарное оборудование, после чего автоход стал представлять внушительную противопожарную силу. Правда, из-за отсутствия в городе хороших дорог, на пожары он долгое время не выезжал, стоял в котельной торгового порта в резерве.
В 1926 году огнеборцам первой городской пожарной команды (ГПК-1) из Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга) передали автомобиль под номером «2-10-11Ленинград». Машина была оснащена цистерной для воды, двумя пожарными катушками по бокам, выдвижной лестницей, двухступенчатым насосом заднего расположения.
В 1934 году в город поступила механическая выдвижная лестница (ЛПО) 1932 года выпуска. Автомобиль мурманским огнеборцам подарили пожарные Ленинграда.
В 1936 году в Мурманск поступила пожарная машина на шасси АМО-Ф-15. Сложная аббревиатура АМО-Ф-15 означает «Автомобильное Московское Общество – Фиат – модель 15». Автомобиль был разработан на базе итальянского грузовика, потому в народе машину прозвали «советский итальянец». В 1946 году технику передали на вооружение вновь организуемой пожарной охране поселка Никель Печенгского района.
Также для пожарной охраны Мурмана были направлены мотопомпы СМ-1 и два пожарных автомобиля ПМГ-1 и ПМЗ-1.
В 1941 году в Мурманск поступили еще две автомашины ПМГ-1 и ПМЗ-5.
К этому времени на вооружении мурманских огнеборцев имелись также и пожарные автомобили ГАЗ-АА (автонасосы открытого типа) и одна автоцистерна открытого типа ЗИС-11 на шасси ЗИС-5. Эта машина перевозила 1,5 т воды, и потому ходила первым ходом в ГПК-1.
Следует отметить, что начиная с середины 30-х годов прошлого века в каждой пожарной части Мурманска имелась пожарная автотехника. На ней огнеборцы первым ходом выезжали на пожар. В некоторых мурманских ГПК начался процесс перехода на автотехнику и вторых конных отделений, а ГПК-2, охранявшая Жилстрой, полностью перешла на автотехнику.
Однако и после Великой Отечественной войны (в 50-е годы прошлого века) конные хода еще оставались в пожарных частях Мурманска. Их использовали в качестве резерва для работы в зимних условиях.
Вообще, по данным первой советской переписи к началу второй мировой войны население Мурманского округа увеличилось почти в пять раз.
Преобладающая часть северян жила в городах: из 291,2 тысяч человек только 45,8 тысяч (то есть 15,7 %) проживали в сельской местности.
Изменился и статус Заполярного края. В начале 20-х годов Мурманский округ находился в административном подчинении Архангельской области. В 1926 году вошел в состав Ленинградской области, а 28 мая 1938 году была образована Мурманская область, ставшая самостоятельной административной единицей.
Изменения коснулись и пожарной охраны Кольского Севера.
С 1926 по 1938 годы пожарная охрана Мурмана входила в структурное подчинение Ленинградской областной пожарной охраны, а с 1939 по 1941 годы пожарной охраной уже Мурманской области руководил ленинградец инженер-майор Илья Жабин. В начале войны его перевели в Ленинград.
В этот же предвоенный период на важнейших объектах крупнейших городов Мурманской области стали создавать военизированную пожарную охрану.
К примеру, в городе Хибиногорске Мурманского округа (ныне город Кировск). ВПК государственного треста «Апатит» возглавил откомандированный, согласно постановлению Ленинградского ОК ВКП(б) и межведомственной комиссии при ОГПУ, начальник пожарной охраны ленинградской фабрики «Красный ткач» Юшков Николай Николаевич.
6 июля 1932 года в Хибиногрске состоялось открытие нового пожарного депо, которое приурочили к первой годовщине организации военизированной пожарной охраны. Пожарная часть представляла собой 2-х этажное каменное здание с гаражом для автомашин, конюшен, имела просторный кинозал, зал для дежурных сотрудников, помещения служебного характера и несколько квартир для командного состава.
Поначалу штатная численность хибиногорской ВПК составляла 21 человек во главе с Николаем Николаевичем Юшковым. Впрочем, огнеборцы не только тушили пожары и вели большую профилактическую работу по предупреждению пожаров, но также своими силами отремонтировали и переоборудовали к 1 мая 1931 года две полугрузовые машины «Форд», построили общежитие на 25-ом км города, а в 1932 году заняли первое место среди военизированных пожарных команд Ленинградского округа.
За достигнутые успехи хибиногорских пожарных наградили знаменем, на котором вышита надпись «Выше знамя Ленина – оно несет нам Победу». Это полотнище хибиногорским огнеборцам вручил лично первый секретарь Ленинградского обкома ВКП(б) Сергей Миронович Киров (настоящая фамилия Ко́стриков) (1886 – 1934 гг.). Тогда же он осмотрел новое пожарном депо, побывал на квартире у начальника ВПК Николая Юшкова, который жил при пожарной части, побеседовал с бойцами. Кстати, сразу после смерти этого политического деятеля в 1934 году город Хибиногорск был переименован в Кировск.
Мурманск тоже не стоял в своем развитии. Значительно увеличилось население: в 1928 году здесь проживало 11,5 тысяч человек, а по переписи 1939 года – уже 291,2 тысяч человек. Развивалась и пожарная охрана города.
По окончании гражданской войны в феврале 1920 года пожарная охрана Мурманска была развоенизирована. Стала именоваться городской пожарной охраной (ГПК) и подчинялась городской власти. По трем районам дислоцировались 1-я, 2-я и 3-я городские пожарные команды (ГПК).
При ГПК-1 был организован Городской отдел пожарной охраны (ГОПО), который первое время возглавлял Николай Маринович. Затем, до 1932 года, направленный из Ленинграда, Лавров.
Каких-либо серьезных изменений в пожарной охране города Мурманска тогда не было, лишь на крупных объектах Рыбного порта, Железной дороги, Торгового порта, Тарного комбината Судоверфи были организованы объектовые пожарные команды.
17 июля 1934 года декретом ЦИК СССР был образован Народный Комиссариат Внутренних Дел СССР, в состав которого вошло и вновь созданное Главное управление пожарной охраны (ГУПО). С его организацией из Ленинграда в Мурманск на должность начальника ГОРОПО был направлен Владимир Петрович Петров, а его заместителем назначен Сергей Демьянович Черкасов.
За короткое время работы, с 1932 по 1936 годы, они добились заметных результатов: как уже говорилось ранее, в 5 раз увеличился парк пожарных автомобилей; обновились пожарные депо; улучшился быт пожарных; 85% среднего и 100% младшего комсостава были выдвинуты из рядовых бойцов и прошли соответствующую подготовку в гарнизоне или учебных учреждениях города Ленинграда.
С 1934 по 1938 годы значительно снизилось количество пожаров и убытков от них.
С 1938 по 1941 годы пожарная охрана города Мурманска находилась на местном городском бюджете под управлением городского отдела пожарной охраны (ГОПО), а в оперативном отношении по месту дислокации подчинялась УВД НКВД.
В это время многие опытные работники пожарной охраны, включая Владимира Петрова и его заместителя Сергея Черкасова, были переведены в Ленинград или уволились и уехали. Мурманскому ГОПО потребовалась помощь в опытных кадрах старшего начсостава.
Начальником вновь организованного Городского отряда ВПО НКВД, вплоть до 1943 года, был назначен, переведенный из города Кировска, Александр Манушкин.
Первого сентября 1939 года началась Вторая Мировая война, ставшая крупнейшим вооружённым конфликтом в современной истории человечества. Советская пожарная охрана стала усиленно готовиться к функционированию в случае начала боевых действий. Эта задача была облегчена тем, что еще в 1932 году руководство Советского Союза утвердило Положение о противовоздушной обороне территории СССР.
Дату утверждения Положения, 4 октября 1932 года, принято считать днем рождения МПВО, а позже Гражданской обороны СССР.
В Мурманской области штабы местной противовоздушной обороны (коротко – МПВО) начали действовать с октября 1935 года. В штабе Мурманска были семь специализированных служб, в том числе по противопожарной безопасности.
Другим словами пожарная охрана стала одной из составных частей МПВО. Еще более этот статус закрепил приказ N62 от 25 июня 1941 года, в соответствии с которым пожарная охрана Мурманского гарнизона и все объектовые пожарные части вошли в объединенный отряд (ОВПО) НКВД областного управления под единым руководством областного штаба ПВО.
С начала Великой Отечественной войны и до 1942 года пожарную охрану Мурманской области возглавлял Тиккоев Николай Петрович, затем – Борисов Тимофей Александрович, а с 1943 и до победного 1945 года – Карпов Михаил Васильевич.
Война стала серьезным испытанием для огнеборцев Кольского Заполярья.
Вся жизнь пожарных подчинялась строгому военному распорядку. Боевая пожарная тревога объявлялась тогда автоматически вместе с воздушной. Воздушная длилась часами, и значит столько же пожарная.
Начальник штаба МПВО Кировского района Мурманска Александр Воронин в своей книге «Мурманск в огне» писал: «В течение 1941-1942 годов пожарные, как и весь личный состав формирований не знали ни сна, ни отдыха. В мороз, дождь, полуголодные, плохо одетые, под бомбежками тушили пожары, откапывали людей из-под завалов».
Седьмого декабря 1944 г. в передовой статье, посвященной учреждению медали «За оборону советского Заполярья», газета «Известия» писала, что «Мурманск по числу бомб, сброшенных фашистами на каждый квадратный километр территории, уступает среди других городов страны только Сталинграду (ныне Волгоград)».
В те годы многие бойцы и командиры МПВО были отмечены боевыми орденами и медалями. Только по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 15 июня 1943 года были награждены различными орденами и медалями сразу 487 наших земляков. 5 декабря 1944 года была учреждена медаль «За оборону Советского Заполярья». Одними из первых, кто был награжден этой медалью, были бойцы и командира МПВО.
Война нанесла Мурманской области огромный урон. Только в Мурманске полностью или частично было разрушено более половины жилищного фонда. Не осталось ни одного неповрежденного производственного здания. Общий ущерб от разрушений и пожаров превысил 700 миллионов рублей.
Встала задача ликвидации последствий фашистской агрессии. Свой вклад в восстановлении народного хозяйства внесли и части и формирования МПВО Мурманска и других городов нашего Заполярного края.
В 1961 году на базе МПВО была создана новая общегосударственная всенародная оборонительная система – Гражданская оборона СССР. Первым ее руководителем был назначен дважды Герой Советского Союза, Маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков.
Шестого сентября 1961 года постановлением Мурманского областного комитета КПСС и исполнительного комитета Мурманского областного Совета депутатов трудящихся МПВО Мурманской области была преобразована в гражданскую оборону области, а штабы и службы МПВО реорганизованы в штабы и службы гражданской обороны.
Изменения коснулись и пожарной охраны, в том числе и в Мурманской области.
В марте 1960 года приказом ГУПО МВД СССР на должность начальника областной пожарной охраны был назначен, имеющий большой опыт службы в государственном надзоре ГУПО СССР, майор внутренней службы Степан Петрович Оргин (возглавлял отдел с 1960 по 1971 годы).
Следует также отметить, что Степану Оргину удалось грамотно подобрать и правильно расставить кадры начальствующего состава в районах и областном центре. Еще в конце 50-х годов 20 века на смену пожарным-фронтовикам пришло молодое поколение огнеборцев – выпускники пожарно-технических училищ: Анатолий Степанович Крылов, Сергей Григорьевич Москаленко, Иван Никитович Какушкин и многие другие. На этих специалистов пожарного дела, в том числе И.Ф. Хрусталева, А.Ф. Медведева, В.П. Иванова, Е.И. Чернова, А.П. Уртаева, А.Н. Быкова, О.М. Манухина, Б.М. Брынденкова, В.А. Лешенко, И.Н. Сигаева, большинство из которых окончили Высшую школу МВД, опирался в своей работе начальник областного ОПО.
Также во второй половине 20 века под руководством Степана Петровича Оргина были организованы различные добровольные пожарные общества в Заполярном крае. Он и его заместитель Иван Никитович Какушкин (впоследствии начальник областного отдела с 1971 по 1990 годы), являясь членами президиума областного ВДПО, всецело помогали развитию добровольчества. Кстати, после ухода на пенсию Оргин Степан Петрович возглавил Президиум ВДПО в Москве.
По итогам работы за 1977 год коллектив пожарной охраны Мурманской области заслужил высокую награду – переходящее Красное Знамя.
Передовые отряды противопожарной службы на протяжении многих лет достойно выполняют свой долг. Огнеборцы знают, что их труд необходим. Они осознают свою ответственность и свою необходимость.
Впрочем, за минувшие годы пожарное дело на Мурмане прошло большой путь становления и развития.
27 декабря 1990 года Совет Министров РСФСП принял постановление о создании федерального органа исполнительной власти – Российского корпуса спасателей на правах Государственного комитета РСФСР. Который в 1994 году был преобразован в МЧС России.
Девятого ноября 2001 года Государственная противопожарная служба была переведена из МВД РФ в МЧС России.
В 2004 году, с начала действия административной реформы в стране, стали создаваться территориальные органы МЧС России и ведомственные подразделения в субъектах Российской Федерации.